▎Цилиндр — атрибут времени
Житель города среднего класса в викторианскую эпоху носил цилиндр, сюртук, жилет и брюки, а в холодную погоду надевал пальто. На любом изображении можно увидеть множество этих чёрных цилиндров. Диккенс с грустью описывает «плотно облегающий, чёрный, жёсткий головной убор высотой в полтора фута, который мы называем цилиндром». Примерно с 1820 года цилиндр стал начал завоевывать право на место в модном гардеробе. Уже к середине 1840-х гг. шапокляк стал характерной приметой модников.
Цилиндр из шёлка изготавливался из шёлка-плюша, который нашивался на жёсткую холщовую основу. За ним нужно было ухаживать, как за домашним питомцем: гладить в определённом направлении, чтобы ворс не потерял форму после небрежного обращения, и аккуратно сушить куском шёлка, если зонт не смог защитить его от дождя. «Бережливый джентльмен никогда не ставил цилиндр на тулью, только на поля».
Обычный цилиндр — высокая шляпа с плоским верхом — был не самым удобным головным убором. И даже опасным. Согласно правилам этикета, мужчины должны были снимать шляпу в общественных местах, таких как театр. В таких случаях на помощь приходил шапокляк: сложенный головной убор можно было легко убрать под руку, не нарушая правил.

▎История шапокляка
«Шляпа складного типа в вертикальном направлении» — такое название получил запатентованный в 1834 году цилиндр (хотя изобретен был годами раньше).
Этот головной убор стал результатом гениальной идеи французского шляпника Антуана Жибюса, который решил сделать цилиндр не только стильным, но и удобным, оснастив его особым механизмом для складывания.
Шляпа из черной материи той же формы, что и классический цилиндр, был сделан без жесткой основы, с пружиной внутри. Шапокляк складывался в плоский круг, его носили под мышкой. В нужный момент легкий удар полями по спинке кресла приводил в действие пружину и — с громким щелчком — мгновенно возникало подобие цилиндра.
Множество технических усовершенствований в конструкцию шапокляка внёс его младший брат Габриэль Жибюс, получивший более 30 патентов в этой области и в 1857 г. открывший целую фабрику по производству шляп в Пуасси под Парижем.
Головной убор получил забавное название «шапокляк» — от французских слов «chapeau» (шляпа) и «claque» (шлепок).
Таким образом, шапокляк стал не только модным аксессуаром, но и предметом, вызывающим улыбку.
После Первой мировой войны шапокляк, как и цилиндр, вышел из употребления.

▎Цилиндр в моде
Сегодня цилиндры вновь возвращаются на модные подиумы. Дизайнеры, такие как Гуччи и Дольче Габбана, демонстрируют их в своих коллекциях, придавая современному стилю нотки ретро.
Однако слово «шапокляк» используется все реже, оставаясь скорее в области культурных отсылок.

▎Старуха Шапокляк
Помните старушку Шапокляк из сказки про Чебурашку и крокодила Гену? Её назвали так из-за шляпы, которая идеально подходила к её образу. Шляпка-шапокляк была украшена длинными булавками, а сама Шапокляк носила юбку-годе, жабо, кардиган и ридикюль. Всё это было чёрно-белое, как в 30-х годах.
Шапокляк — символ игривости и легкомыслия. Она напоминает нам, что мода может быть весёлой.
Шапокляк — это часть модной истории. Она показывает, что стиль и оригинальность всегда актуальны.