Цилиндр — атрибут времени

Житель города среднего класса в викторианскую эпоху носил цилиндр, сюртук, жилет и брюки, а в холодную погоду надевал пальто. На любом изображении можно увидеть множество этих чёрных цилиндров. Диккенс с грустью описывает «плотно облегающий, чёрный, жёсткий головной убор высотой в полтора фута, который мы называем цилиндром». Примерно с 1820 года цилиндр стал начал завоевывать право на место в модном гардеробе. Уже к середине 1840-х гг. шапокляк стал характерной приметой модников.

Цилиндр из шёлка изготавливался из шёлка-плюша, который нашивался на жёсткую холщовую основу. За ним нужно было ухаживать, как за домашним питомцем: гладить в определённом направлении, чтобы ворс не потерял форму после небрежного обращения, и аккуратно сушить куском шёлка, если зонт не смог защитить его от дождя. «Бережливый джентльмен никогда не ставил цилиндр на тулью, только на поля».

Обычный цилиндр — высокая шляпа с плоским верхом — был не самым удобным головным убором. И даже опасным. Согласно правилам этикета, мужчины должны были снимать шляпу в общественных местах, таких как театр. В таких случаях на помощь приходил шапокляк: сложенный головной убор можно было легко убрать под руку, не нарушая правил.

Джон Гальяно дополнил брючный костюм в бежево-коричневых цветах шляпой цилиндром

История шапокляка 

«Шляпа складного типа в вертикальном направлении» — такое название получил запатентованный в 1834 году цилиндр (хотя изобретен был годами раньше). 

Этот головной убор стал результатом гениальной идеи французского шляпника Антуана Жибюса, который решил сделать цилиндр не только стильным, но и удобным, оснастив его особым механизмом для складывания. 

Шляпа из черной материи той же формы, что и классический цилиндр, был  сделан без жесткой основы, с пружиной внутри. Шапокляк складывался в плоский круг, его носили под мышкой. В нужный момент легкий удар полями по спинке кресла приводил в действие пружину и — с громким щелчком — мгновенно возникало подобие цилиндра.

Множество технических усовершенствований в конструкцию шапокляка внёс его младший брат Габриэль Жибюс, получивший более 30 патентов в этой области и в 1857 г. открывший целую фабрику по производству шляп в Пуасси под Парижем.   

Головной убор получил забавное название «шапокляк» — от французских слов «chapeau» (шляпа) и «claque» (шлепок). 

Таким образом, шапокляк стал не только модным аксессуаром, но и предметом, вызывающим улыбку. 

После Первой мировой войны шапокляк, как и цилиндр, вышел из употребления.  

Джон Гальяно, костюм в викторианском стиле, дополненный цилиндром, 2010

Цилиндр в моде

Сегодня цилиндры вновь возвращаются на модные подиумы. Дизайнеры, такие как Гуччи и Дольче Габбана, демонстрируют их в своих коллекциях, придавая современному стилю нотки ретро. 

Однако слово «шапокляк» используется все реже, оставаясь скорее в области культурных отсылок. 

Жан Поль Готье и его белое свадебное платье с  фирменной шляпой из коллекции осень-зима 2012

Старуха Шапокляк 

Помните старушку Шапокляк из сказки про Чебурашку и крокодила Гену? Её назвали так из-за шляпы, которая идеально подходила к её образу. Шляпка-шапокляк была украшена длинными булавками, а сама Шапокляк носила юбку-годе, жабо, кардиган и ридикюль. Всё это было чёрно-белое, как в 30-х годах.

Шапокляк — символ игривости и легкомыслия. Она напоминает нам, что мода может быть весёлой.

Шапокляк — это часть модной истории. Она показывает, что стиль и оригинальность всегда актуальны. 

Записная книжка

16 марта     14:00 Игольница «Шляпка» / Курс шитья 7+        15:00 МК Дизайнерский галстук /      16:00 Курс шитья и дизайна 11+                                                                        29 марта Мастер-класс макияжа                   

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.